ВШОУЗ видит проблему в опережающем росте расходов на онкологию

0 0

Всероссийская школа организации и управления здравоохранением просит увеличить общие расходы на финансирование здравоохранения, чтобы растущие нормативы на онкологические заболевания «не съедали» другие статьи затрат. Эксперты также считают необходимым вернуть для больниц сметное финансирование или установить фиксированную плату за одного усредненного больного, как в США.

ВШОУЗ видит проблему в опережающем росте расходов на онкологию

Рост расходов по профилю «онкология» превышает общий рост расходов в системе ОМС, что может отрицательно сказаться на оказании медицинской помощи по другим профилям. К такому заключению пришли эксперты Всероссийской школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ), проанализировав эффективность расходов и деятельность онкологической службы и сравнив их с другими странами. Одним из соавторов работы указан бывший главный врач МГОБ № 62, экс-главный внештатный специалист-онколог Департамента здравоохранения Москвы Анатолий Махсон.

В докладе говорится, что в территориальной программе ОМС с 2019 года впервые были выделены средние нормативы объемов и финансовых затрат на оказание медпомощи по профилю «онкология» и за год они выросли и по объему, и по затратам. Норматив объема медицинской помощи по данному профилю в стационарах и дневных стационарах вырос в 2020 году по сравнению с 2019-м в 10 раз. Средний норматив финансовых затрат – с 76,7 тыс. руб. до 100,8 тыс. руб.

Однако расходы на химиотерапию на одного онкобольного в России все еще недостаточны и примерно в 7,6 раза меньше, чем в США, и в 3,5 раза, чем во Франции. По оценкам ВШОУЗ, расходы на одного онкологического больного (с учетом всех больных) в год составляют в России в среднем 300 тыс. руб., или 12 тыс. долл. по паритету покупательной способности (1 доллар ППС = 25,6 руб.) при условии, что пациент один раз обратился за амбулаторной помощью, два раза – в дневной стационар и был госпитализирован. Аналогичный показатель в США составляет 90,7 тыс. долл.

При этом стандартизованный коэффициент смертности (СКС) от злокачественных новообразований среди всего населения в России в 2018 году был на 13% ниже, чем в «новых-8» странах Евросоюза, но на 11% выше, чем в «старых» странах ЕС, и на 9% выше, чем в Белоруссии. Превышение смертности от ЗНО по сравнению со «старыми» странами ЕС особенно выражено у мужчин и в молодых возрастах – в 1,3 раза выше. Показатель первичной заболеваемости онкологическими заболеваниями (стандартизованный показатель) в России на 22% ниже, чем в «новых» странах ЕС, и на 28% ниже, чем в «старых» странах ЕС. По мнению авторов работы, это говорит о недостаточной выявляемости заболеваний в РФ, особенно на ранних стадиях.

В рекомендациях авторы доклада отмечают, что способы оплаты медицинской помощи по профилю «онкология» в России излишне детализированы и избыточны, а несоответствие установленных тарифов по клинико-статистическим группам (КСГ) реальной себестоимости оказания медицинской помощи вынуждает медорганизации отдавать предпочтение пациентам с высоким значением КСГ и низкой себестоимостью. Это ставит пациентов с разной патологией в неравные условия и препятствует координации, равнодоступности и нацеленности медпомощи на качественный результат.

Специалисты рекомендуют предусмотреть механизм оплаты больничных медорганизаций, оказывающих помощь онкологическим пациентам, по смете или установить фиксированную плату за одного усредненного больного, как в США (с учетом реальных затрат на лечение пациентов в соответствии с клиническими рекомендациями, а также с учетом обеспечения деятельности учреждения по уровням). Для амбулаторных медорганизаций предлагается ввести подушевой норматив, за координацию медицинской помощи для пациента + оплата за эпизод лечения в амбулаторных условиях или другие дополнительные виды помощи. Наиболее оптимальный способ компенсации затрат медорганизаций за оказанную медицинскую помощь – по смете, которая покрывает их базовые издержки в сочетании с контролем качественных показателей оказания помощи онкологическим пациентам.

«После увеличения общих объемов государственного финансирования здравоохранения необходимо предусмотреть дальнейшее увеличение расходов на онкологическую помощь. Если же это сделать без увеличения общих расходов на здравоохранение, то это может привести к перераспределению расходов в пользу оказания этого вида помощи за счет других профилей, как это и происходит сегодня», – отмечают авторы исследования.

В этом году за три месяца на 690 тыс. случаев лечения онкобольных в стационарах, в том числе дневных, потрачено 63,5 млрд руб. Всего на федеральную программу «Борьба с онкологическими заболеваниями» выделено в 2020 году 120 млрд руб., из которых 95 млрд руб. – на химиотерапию. В январе–марте на эти цели уже израсходовано 46,6 млрд руб.

Ранее бывший генеральный директор НМИЦ онкологии им Н.Н. Блохина, главный онколог ГК «Медси», профессор Михаил Давыдов в интервью «МВ» заявил, что сомневается в достижении плановых показателей федерального проекта и считает неоправданным сделанный в нем упор на профилактику. По его мнению, чтобы улучшить ситуацию в сфере оказания медицинской помощи онкобольным, все силы надо бросить на раннюю диагностику тех форм рака, которые можно излечить на начальной фазе развития опухоли, но эта часть работы в стране «поставлена очень плохо». 

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

15 + 16 =